В большинстве развитых стран мира неспецифические заболевания легких превратились в крупную медико-социальную проблему из-за высоких уровней заболеваемости, инвалидности и смертности населения, что наносит существенный экономический ущерб. В Украине, как и в других промышленно развитых странах мира, H3JI занимают первое место как причина временной утраты трудоспособности и третье-четвертое — как причина инвалидности и смертности населения. Необходимость решения проблемы НЗЛ диктуется также неуклонным ростом расходов на лечение и реабилитацию больных.
До недавнего времени помощь при этих заболеваниях осуществлялась по трем направлениям: через общелечебную сеть, через фтизиатрическую службу и через специализированные пульмонологические формирования. Наименее совершенной является организация пульмонологической помощи через общелечебную сеть. Наш многолетний опыт показывает, что при лечении и диагностике пульмонологических больных врачами общего профиля допускается катастрофически много ошибок. Врач общего профиля, как правило, не может оценить самостоятельно рентгенологическую картину заболевания, не знаком с некоторой патологией органов дыхания (пороки развития, диссеминированные процессы), не знает и не понимает значения эндоскопических методов диагностики, а иногда и отрицательно настраивает больных против подобных исследований.
Отсутствие знаний в оценке показателей функции внешнего дыхания не позволяет терапевту определить степень выраженности дыхательной недостаточности и вовремя направить больных на ВТЭК.
Более совершенна организация специализированной пульмонологической помощи на базе фтизиатрической службы. Однако мощность фтизиатрических учреждений является недостаточной для обслуживания контингента больных НЗЛ, распространенность которых во много раз превышает число больных туберкулезом. К тому же эпидемиологические показатели по туберкулезу в нашей стране не настолько благоприятны, чтобы можно было переключить внимание фтизиатрических учреждений на другую проблему.
Все это свидетельствует о необходимости организации развитой сети специализированных пульмонологических формирований и, естественно, подготовки высококвалифицированных кадров.
Для выполнения этой задачи в 1975 году и была организована кафедра пульмонологии при Киевском институте усовершенствования врачей, названном теперь Киевской медицинской академией последипломного образования им. П.Л. Шупика. Происходящее реформирование высшей школы Украины направлено как на подготовку специалистов, способных работать в новых социально-экономических условиях, так и на наращивание интеллектуального и культурного потенциала Украины. Подготовка специалистов затруднена из-за недостаточного внимания страны и общества к проблемам просвещения, остаточного принципа финансирования и ресурсного обеспечения.
С целью подготовки высококвалифицированных специалистов кафедра пульмонологии проводит циклы специализации по пульмонологии и торакальной хирургии, циклы тематического усовершенствования по терапевтической пульмонологии, бронхологии, неотложной хирургии органов грудной полости, детской пульмонологии, а с 1994 года введены предатгестационные циклы по пульмонологии и торакальной хирургии. За годы работы кафедра подготовила более 4 тыс. специалистов.
Уникальность кафедры состоит в том, что на ее базе получают подготовку не только пульмонологи и торакальные хирурги, но также и бронхологи, педиатры-пульмонологи и врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, при открытой и закрытой травме груди, ранениях сердца, огнестрельных ранениях грудной клетки и других неотложных состояниях.

 

Основная задача теоретического курса заключается в освоении современных вопросов анатомии и клинической физиологии дыхательной системы, новейших методов диагностики, особенностей клинического течения и дифференциальной диагностики пневмоний, бронхитов, пороков развития легких, бронхиальной астмы, нагноительных заболеваний легких, первичных новообразований, заболеваний, приводящих к легочной гипертензии и дыхательной недостаточности и т.д. Вместе с тем, преподаются принципы, задачи и организационно-методические основы работы врача-пульмонолога, вопросы врачебно-трудовой экспертизы и трудоустройства при бронхо-легочной патологии.
Задачей практического курса является освоение разнообразных методов лабораторной диагностики, оценка данных рентгенографии и компьютерной томографии, бронхографии, изучение функции внешнего дыхания, ее оценка. За период пребывания на цикле курсанты знакомятся с клиникой, с особенностями лечения и диагностики важнейших бронхолегочных заболеваний, присутствуют на утренних конференциях, патологоанатомических и клинических разборах больных, знакомятся с лазеротерапией, изучают показания к аэрозольтерапии и физиотерапевтическим методам лечения, иммунодиагностику и иммунокоррекцию.
Врачи хирургического профиля принимают участие в операциях, ночных дежурствах. Осваивают современные методы хирургического лечения заболеваний легких, включая вопросы анестезиологии и реанимации и послеоперационного ведения больных. На дежурствах оказывают неотложную помощь при травме груди, проводят пункции, дренирование плевральной полости, принимают участие в эндоскопических исследованиях (торакоскопия, бронхоскопия, зондирование и промывание бронхов).
Большое внимание на практических занятиях уделяется освоению практических навыков, которыми должны овладеть пульмонологи. Однако следует заметить, что увеличение числа курсантов в группах (хирургического профиля до 7-9 чел., терапевтического до 9-11) создает большие трудности и не способствует улучшению обучения, особенно в плане овладения различными манипуляциями, методиками инструментального исследования, т.е. практическими навыками, предусмотренными программой.
Более эффективной формой освоения различных манипуляций является подготовка врача по индивидуальному плану, при которой в течение месяца врач осваивает ту или иную методику, овладевает той или иной манипуляцией.
Семинарские занятия посвящены контролю за усвоением материала, обсуждению неясных вопросов, вопросов дискуссионного порядка. Однако следует отметить, что современная методика оценки знаний не вполне отвечает требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов и мало стимулирует достижение высоких результатов в обучении. Традиционная методика преподавания не обеспечивает индивидуализации учебного процесса. В аудиторной работе преподавателя недостаточно времени на тренировочные упражнения. Самостоятельная работа с литературой направлена прежде всего на запоминание материала, т.е. на пассивное восприятие информации. Внедрение ЭВМ в учебный процесс, особенно на предаттестационных циклах, создание контролирующих программ для базисного, рубежного и итогового контролей в какой-то мере устраняет недостатки традиционного обучения, т.к. ЭВМ выполняет функцию поддержки, принимая на себя наиболее сложные, рутинные формы учебной деятельности. Однако, несмотря на положительные стороны компьютерного обучения, ведущая роль остается за преподавателем.
Недостатком машинного контроля является малая динамичность программы. Изменение программы (внесение новой информации, обновление некоторых тестов, введение новых задач) проводится редко и сопряжено с рядом технических трудностей.
Занятия на цикле предполагают постоянную работу над литературой. Курсантам предлагается список литературы и вменяется в обязанность написание рефератов на заданную тему.
Одной из составляющих нашей работы является проведение выездных циклов, что экономически выгодно для принимающей стороны. Врачи могут усовершенствовать свои знания без отрыва от работы и семьи.
С 1994 г. кафедра стала проводить предаттестационные циклы по пульмонологии и торакальной хирургии, в программу которых включены базисный и итоговый компьютерные контроли. Эти циклы предполагают особенно углубленную подготовку и значительную интенсификацию обучения. Сокращение длительности предаттестационных циклов до 1 мес. требует большого напряжения сил курсантов и преподавателей и не является оправданным. За такой короткий срок преподавателям подчас трудно объективно оценить уровень подготовленности врача, его квалификацию. Значение предаттестационных циклов умаляет и приказ М3 Украины № 359, согласно которому облздравы могут аттестовать специалистов без прохождения предаттестационных циклов.
На кафедре осуществляется подготовка врачей и через клиническую ординатуру и аспирантуру. Опыт показывает, что за 2 года можно из молодого врача-ординатора пульмонологического отделения, а также из терапевта с 3-5-летним стажем работы подготовить старшего ординатора или заведующего пульмонологическим отделением.

41
Таким образом, основная задача кафедры — это подготовка и усовершенствование врачей-пульмонологов. Для этого кафедра располагает всеми возможностями. Однако снижение материального уровня населения привело к тому, что врачи не в состоянии обеспечить себе полуторамесячное пребывание вдали от дома. Кроме того, постоянная угроза сокращения не позволяет врачам надолго покинуть место работы. Отсюда уменьшение числа курсантов и, как следствие, потеря пульмонологических кадров.
Наш многолетний опыт работы в системе высшей школы и анализ социально-экономических факторов настоящего времени предусматривает поиск новых и усовершенствование существующих форм обучения врачей и повышения их квалификации.

 

Учитывая вышеизложенное, можно заключить:
1. Подготовка специалистов должна проводиться адекватными по количеству курсантов группами. Для этого необходимо уменьшить число слушателей в терапевтических группах до 5-7 человек, в группах хирургического профиля до 3-5, что значительно повысит качество обучения. Продолжительность предаттестационных циклов необходимо увеличить до 1,5-2 мес., что даст возможность более полно изложить материал и объективно оценить квалификацию курсантов.
2. Обучение на кафедрах должно проводиться как традиционными методами, так и с использованием обучающих программ.
3. Контроль за освоением знаний должен включать в себя проверку освоения практических навыков, теоретическое собеседование и компьютерный контроль знаний с выдачей соответствующего сертификата.
4. Аттестацию врачей следует проводить только после прохождения ими предаттестационных циклов или циклов тематического усовершенствования в течение года.
5. Учитывая то, что НЗЛ из проблемы чисто медицинской превратились в проблему медико-социальную, необходимы неотложные меры по укреплению и развитию системы специализированной медицинской помощи соответствующему контингенту больных.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Читайте так же: